Курс состоит из трех разделов. Цель курса: формирование представлений о современной научной методологии и целостного мировоззрения на его основе у магистров естественнонаучных и социально-гуманитарных специальностей. 

Этап формирования классической методологии был обеспечен, прежде всего, трудами выдающихся мыслителей, такими как «Органон» Аристотеля, «Размышления о ме-тоде» Декарта, «Новый Органон» Ф. Бэкона. Большой вклад в развитие этой методологии внесли философские системы Спинозы, Канта, Фихте, Гегеля, которые содержали значительные разделы посвященные методологии. Основными философскими методами классической философии являются диалектический, метафизический, трансцендентальный и логический методы. 

На неклассическом этапе методологии активно развивались глобалистика, феноменология, герменевтика, примыкающая к ним семиотика. Последние стали наиболее яр-ким явлением первой половины ХХ столетия и сохранили влияние вплоть до настоящего времени. Методологию этого этапа создавали Мах, Гуссерль, Хайдеггер, неопозитивисты, Гадамер и многие другие. 

Ключевые методологические идеи современных (постнеклассических) философии и науки были обеспечены синергетикой, ноосферогенезом, глобальным эволюционизмом. Особое значение методология в философии приобрела в конце ХХ столетия, став фундаментом современного глобального универсализма, что необходимо в условиях нестабильного мира и его основных подсистем.